Bookmark and Share


Театр


"Planeta Lem"

2

Взрывная научно-фантастическая феерия с роботами, пришельцами и космонавтами, восставшими против гнёта их правителей - шоу, спродюсированное Институтом Адама Мицкевича, уже было поставлено в Брюсселе, Париже, Лондоне, Берлине и теперь, наконец, добралось до Москвы. Самый знаменитый польский уличный театр «Театр Бюро Подружи» (Teatr Biuro Podróży) возвращается с новым захватывающим перформансом «Планета ЛЕМ», использующим самые впечатляющие декорации и световые эффекты, видеопроекции и саундтрек в духе раннего техно. Специально для спектакля Агнешка Завадзка создала яркую и мобильную сценографию: актеры, наряженные в гигантские костюмы передвигаются по сцене на роликовых коньках и ходят на ходулях. Вдохновленный прозой одного из величайших авторов научной фантастики XX в. Станислава Лема, его уникальным, остроумным и проницательным взглядом на современный мир, спектакль показывает мир антиутопии, населенный пришельцами, злыми машинами (потомками тостеров), толстыми людьми-рабами и всего одним героем.
Персонажи, включенные в перформанс, знакомы читателям романов и рассказов Лема: Ийон Тихий, Профессор Тарантога, суперкомпьютеры и роботы.

© Kazanka Pictures, Courtesy of The Adam Mickiewicz Institute

2Польский театр Бюро Подружи стал популярен в 2009 г. после постановки «Макбета» с ведьмами на ходулях, огнем и мотоциклами. Театр Бюро Путешествий, основанный П.Шкотаком в 1988 г., является одним из самых интересных альтернативных театров в Польше. Само имя вызывает в воображении путешествие, как реальное, так и метафорическое, ведь это агентство не столько предлагает дары реального мира, сколько обещает путешествия сквозь миры воображения. Основной источник вдохновения Шкотака не только визуальное искусство (живопись и скульптура), но и политические и социальные события. По словам Романа Павловского: «В своих работах Шкотак касается самых острых проблем предыдущего столетия, таких, как: война, отношение к вере, ответственность науки и образования, - ни одна из которых не исчезнет в новом тысячелетии, но будет и дальше определять очертания мира, в котором мы живем». Шкотак стремится подчеркнуть нежную и эфемерную природу театра. Агентство путешествий опирается на опыт уличного театра, цирка и авангарда начала XX в. Он является одним из немногих альтернативных театров, которые пережили изменения, произошедшие в Польше в 1990-е гг., доказав свою способность функционировать в новых условиях. В своих исследованиях театр основывается на опыте Teatr Laboratorium (Театральная Лаборатория) Вроцлава , Lublin's «Gardzienice» и Teatr Osmego Dnia (Театра Восьмого дня) в Познани, используя психологическую тренировку и импровизацию в своей работе. Пространство, в котором они работают – будь то площадь, улица или открытый театр на воздухе – определяет их действия. Здесь не слово играет роль, ясность вносят сами движения актеров, их жесты и мимика. Психологические нюансы передаются метафорами, доступными любому.

3

Перформанс «ПЛАНЕТА ЛЕМ» представляет не историю, написанную Станиславом Лемом, а впечатление театра от его текстов. Он показывает мир будущего, в котором иллюзорное положение благоденствия, внушенное человечеству искусственным разумом, ведет людей к вырождению. Они забыли историю и подчинились машинам, они живут в иллюзии благополучия и мира под милостивым надзором их опекунов. По словам режиссера спектакля и по совместительству основателя театра Павла Шкотака, Планета ЛЕМ – это «страна будущего, представляющая собой фальшивый рай, населенный Муциллидами – людьми будущего». Ийон Тихий, наш современник, намеревается встретиться с ними благодаря технологии путешествия во времени. Он убеждает муциллидов начать восстание против роботов. Бунт приносит людям победу и освобождение, но теперь в новом мире они не могут найти себя и начинают скучать по старому порядку.

В своих текстах Лем не изображал человека в лучшем свете, рассматривая его как индивидуальность, подверженную разного рода инстинктам, совершенно ленивое создание, склонного к разным актам насилия. П.Шкотак, основатель, режиссер, актер Театра комментирует: «Технологическая акселерация позволяет нам создавать и удовлетворять нужды и в то же самое время вводит неограниченные возможности для контроля и манипуляции. Жажда сакральных, фантастических декораций и мечты о лучшем мире сегодня делают научную фантастику одним из источников романтической мысли в широком смысле».

«Планета ЛЕМ» не только яркое шоу, привлекательное для публики, разных возрастов и разной степени вовлеченности в процессы современного искусства, но это также философская притча о том, как развивающиеся технологии могут повлиять на человечество, и напоминание, что свобода – это ответственность, которую не всегда легко вынести.


Режиссер: Павел Шкотак

Продюсеры: Театр Бюро Путешествий, Институт Адама Мицкевича

Проект осуществлен в рамках Международной культурной программы польского председательства в Евросоюзе. 

1

 

http://www.teatrbiuropodrozy.pl/planet-lem.html

 

 

ТЕАТРАЛЬНАЯ АКЦИЯ «ОСКОРБЛЕННЫЕ ЧУВСТВА»

1

12 июля 2010 года в Таганском суде г. Москвы закончился процесс над организаторами выставки «Запретное искусство-2006». Десятки прихожан православного Храма Святителя Николая в Пыжах в ходе процесса свидетельствовали, что выставка оскорбила их чувства – чувства верующих людей. Хотя речь шла о такой трудно определимой материи как чувства, аргументы пострадавших убедили суд вынести обвинительный приговор. Процесс заставил одних заговорить о рождении православного фундаментализма, других – о сатанинском заговоре современного искусства. Приговор показал галереям, киностудиям, театрам, что они беззащитны перед новыми исками, а ревнителей веры расстроил ничтожным, по отношению к потраченным усилиям и времени, результатом. Так в Театр.doc возник замысел спектакля «Оскорбленные чувства», премьера которого планируется в следующем сезоне.

2

К настоящему моменту театральная группа встретилась с главными действующими лицами с обеих сторон, чтобы понять недавних противников, узнать, продолжит ли каждый свою борьбу, и услышать, что же такое эти «чувства» – эстетические, религиозные, личные, – которые оказались такими непримиримыми у героев случившейся драмы?

В пьесе используются расшифровки процесса над выставкой «Запретное искусство».

Работа над пьесой продолжается, и сейчас творческая группа Театра.doc специально для фестиваля подготовила театральную акцию – представление материалов к будущему спектаклю. Участники театральной акции благодарят за предоставленные материалы Андрея Ерофеева, Юрия Самодурова, Владимира Сергеева, Александра Чуева.

Режиссер:  Анастасия Патлай

Координатор: Татьяна Волкова

Сбор документального материала: Екатерина Бондаренко, Александр Родионов.

После показа ведет дискуссию Елена Фанайлова 

 

3  4